четверг, 4 апреля 2013 г.

Костер

На берегу у костра
Какие ассоциации у Вас возникают или без чего Вы не можете представить пикник, выезд на речку или поход в горы? Конечно же, большинство из вас согласятся, что неотъемлемым элементом перечисленных форм отдыха является костер.

И не удивительно, что так думают многие. Тепло и свет, что дает реакция окисления углерода, на подсознательном уровне вызывают у нас воспоминания о тех временах, когда человек не мог выжить без огня, который спасал его от холода, делал пищу вкуснее и проще в употреблении, защищал от животных. Согласитесь, что в тайне и Вам становилось спокойнее и уютнее, когда темной ночью рядом разжигали костер, свет которого разгонял "нечисть" по кустам. Это в нас живут неискоренимые первобытные и языческие страхи.

Ночью у костра
Единение

Даже самые ленивые домоседы, что созерцают природу лишь 1-го мая, даже они в первую очередь для полноты единения с природой-матушкой разведут пионерский костер и будут жарить на нем шашлык.

Мои походы тоже не обходятся без священного огня. Не сказать, что это ритуал, но первым делом, заняв какую либо дислокацию, я ищу дрова. Вымажусь, исколюсь, поцарапаюсь, но принесу добрую охапку сухих веток. Для их дальнейшего измельчения я всегда беру с собой пилу. Да-да, именно пилу. Ни разу не пожалел, что вместо топора для этих целей выбрал пилу. Она легка и удобна в транспортировке, а скорость работы с ее помощью гораздо выше, чем с топором.

В свете огня

Перед завтраком
На закате, бросив на дно костровой ямы бумагу и хворост, я развожу огонь, постепенно подбрасываю поленья покрупнее и затем подвешиваю над костром котелок с водой. Теперь можно устроиться поудобнее на бревне или на каремате и наблюдать за пляской языков пламени. Наступает время ночных баек. И каждому из присутствующих найдется, что вспомнить. Ранее уже рассказываемые истории, в тусклом свете огня покажутся интереснее и смешнее или таинственнее и страшнее. Так пролетят несколько часов и несколько раз будет кипеть в котелке вода для чая, а может быть вариться уха или каша. В особенно холодную ночь все будут жаться к костру, подставляя то лицо по спину чтобы прогреться перед сном. Всё пропахнет дымом, одежда местами прогорит, лица покроются приличным слоем сажи и будто подкоптятся. Но не в этом ли романтика? (Если скажите, что для Вас романтика - это удобный номер в отеле с телевизором во всю стену,  я разуверюсь в разумности нашего поколения).


Девушка спит рядом с костром
Спящее Солнце
Да, кстати, и в наше время существуют места, где костер может быть священным, а огонь благодатным: ярким примером этого служит Лисья Бухта в Крыму, где с дровами совсем туго. Для того, чтобы их раздобыть, нужно приложить не мало усилий. Да и дровами это трудно назвать - вся растительность в засушлевой местности колючая подобно кактусам и горит неважно. А когда дует ветер с моря - можно вообще без ужина остаться. Поэтому съезжающиеся летом хиппи мастерят всевозможные каменные печурки для приготовления пищи. Бесцельное сжигание дерева на Лиске - это исключение из правил. В такие моменты дикари усаживаются большим кругом, и под бой там-тамов, звуки гитар и флейт поют песни.

Печь из камней, защищающая огонь от ветра
Готовим ужин. Лисья бухта, Крым. 2012 г. 

4 комментария:

  1. Тоня так сладко спит на фото, что я сама почувствовала подобное притяжение... :)

    Интересные статьи у Вас, Антон, и сам стиль письма. Я сейчас читаю Рэя Брэдбери и ощущаю какую-то общую тональность. И что самое главное: у обоих авторов :) при чтении отдыхаешь,словно с лёгкостью держишься на плаву, а тебя всё несёт, и несёт течением...

    ...Последнее фото( на нём , я так понимаю, Вы?) для меня показалось зарисовкой к отрывку из книги Славы Курилова "Один в океане": эти отражённые на теле отблески от костра напомнили мне эпизод, когда герой(сам же автор), проведя трое суток в океане и проплыв до филиппинского берега около ста километров, выйдя на берег, весь светился от прилипшего к нему фосфоресцирующего планктона...

    ... У меня довольно неоднозначное отношение к огню: как и любая стихия , он может как спасти, так и уничтожить. Но когда костёр не может причинить вреда, а наоборот, своим теплом согревая, собирает круг друзей и близких,- это,конечно,минуты блаженства...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Моряна, за чудесный комментарий! Не мог даже предположить, что мои письмена, ни разу не священные, могут вызвать столько ассоциаций и эмоций. Спасибо, что читаете мои заметки.
      Сравнение с Рэем Брэдбери мне, конечно, очень приятно, но оно не оправдано. Я, к великому своему стыду, не познакомился ни с одним из его произведений, хотя в детстве и юности прочитал достаточно много книг фантастического и утопического характера других авторов.
      Вы правы, на последнем снимке действительно я сам. Пытаюсь обуздать две ли даже три стихии - неутихающий даже на ночь сильный ветер, дрожащее от его порывов пламя, нагревающее всё вокруг, но только не котелок, и собственный аппетит, разгулявщийся не на шутку. Со всем этим сталкиваешься при отдыхе дикарем.

      Удалить
  2. первый кадр хорошо сложился ....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Влад, может быть. Но кадр, если честно, случайный. Проба. На кадре в левом углу, если приглядется, то можно заметить фигуру моего коллеги-рыбака, растянувшегося на туристическом коврике и греющего спину. И широкоугольный объектив его вообще растянул, так что он стал чуть ли не главным объектом кадра.

      Удалить