«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин…»
Н. В. Гоголь. Майская ночь, или утопленница
Вы спросите, при чем тут украинская ночь? Дело в том, что слова Николая Васильевича невероятно точно передают атмосферу того состояния, когда я остаюсь наедине с безграничным звездным пространство и многозвучной тишиной южной ночи. И не могу не отметить, что эти слова я запомнил еще в детстве, когда с упоением и некоторым страхом читал его повести и рассказы. Да и украинская ночь своим очарованием, на самом деле, не так уж отлична от нашей российской.
Дальше предлагаю продолжить чтение под замечательную музыку The American Dollar:
Дальше предлагаю продолжить чтение под замечательную музыку The American Dollar:
"Над Кара-Дагом" (снимок качеством не блещет, но очень мне нравится) |
Вот представьте: вы находитесь на берегу тихой реки. Вода, не смотря на постоянное движение, будто замерла. Слышны запоздалые всплески играющей рыбы. Жабы неожиданно начнут свои запевы, сначала по одной, а потом хором, и через несколько минут неожиданно стихнут разом. Ветра нет. Вернее вы его не чувствуете, лишь изредка он томно пробежит по листьям камыша. Вдалеке, в деревне, залают собаки. На противоположном берегу «ведут беседы рыбаки». Они выпили и их клонит в сон. Среди их фраз редко можно услышать внятные, связные и культурные выражения. Колокольчики на их донках замолчали. И слава Богу – их вечерняя пьяная возня со снастями не давала никому в округе покоя. В костре трещат сучья, которые вы без труда собрали в леске, что растет вдоль реки. Котелок, висящий над костром, шумит - самое время пить чай со сладкими печенюшками. Вода в кружке пахнет дымом. Всё пахнет дымом, который поднимает высоко, сквозь ветви и листву нависающих деревьев. Вблизи среди деревьев слышится легкий шелест, заставляющий насторожиться. Это на свет костра подползает своими окольными путями еж. Хотя не исключено, что ему мало интересен костер – он за несколько десятков метров услышал запах печенья. Теперь он не оставит вас в покое, пока вы не раскрошите пару «ушек» или «топленого молока» в соседних кустах.
Ночь прекрасна. Она смывает границы реальности. Предметы, столь знакомые в дневном свете, ночью предстают перед вами совсем иначе - таинственными и даже пугающими. Стоит отойти подальше от костра и не узнать ничего вокруг. И вас не узнать. |
Вечерняя духота спадает и со стороны реки поднимается прохлада, заставляя прятать спину под теплый свитер. Луна сегодня появится позже – к двум часам. А это значит вы, привыкший к свету фонарей, настольных ламп и компьютерного монитора, увидите звезды. Они, формируя наш мир, дают вам радость своего холодного завораживающего света. Много ли созвездий вы знаете? Начинаете судорожно вспоминать их названия и местоположение на небосводе, но кроме Большой Медведицы ничего не помните, да и с большим трудом находите. Напившись чая и повалившись на «каремат», вы мирно разговариваете с тем, кто сейчас рядом. Так, разговоры ни о чем и, одновременно, в них вся соль Земли. Потом оба умолкаете и пялитесь ввысь, чистую и прозрачную, а беседу продолжаете уже со звездами. Пламя притихает, но угли еще достаточно дают дыма, чтобы отпугивать назойливых комаров. Глаза, по мере угасания костра, привыкают к темноте ночи. И уже скоро вы начинаете различать очертание другого берега, кромки деревьев, замечаете движение воды в реке. А самое главное, вам становится различим Млечный Путь, будто ожидающий этой тишины, чтобы открыть вам все тайны мироздания.
Мне нравится ночь во всех её проявлениях,она манит своей тишиной и своим спокойствием... Как ничто другое, ночь спасает мир от суеты...
ОтветитьУдалитьЯ тоже ночь люблю. Но, к сожалению, я - жаворонок, и, естественно, ужасно не высыпаюсь на природе.
УдалитьА я почему то очень боюсь ночью реки))) мне кажется стоя у кромки воды, что вот он реальный "конец света" и дальше просто пустота! А ночное море! Кажется, что наш мир это всего лишь кусочек цвета, а основное это бездна....Покрываюсь мурашками...
ОтветитьУдалитьУ каждого свои страхи. Я тоже побаиваюсь, например, купаться по ночам в реке или море. Но я это обосновываю, в принципе, детским страхом большой воды, несмотря на то, что, вроде как, плавать научился.
Удалить