воскресенье, 10 марта 2013 г.

Заметки из детства. Весна

Я сижу на берегу небольшого пруда. Он образован ручьём, текущим  по балке со стороны хутора "Костиков". Пруд, как я узнаю позже, использовался для охлаждения оборудования шахтного ствола, от которого остался лишь остров и кирпичное строение в три стены.
Воздух прохладен. У меня мерзнут ноги. Всё потому что я с ребятами решил сократить путь и пойти тропинкой, что идет вдоль ручья. Трава высока, камыш склонился над тропинкой, так что у нас намокла не только обувь, но и одежда.
Я смотрю на воду, над безупречной утренней гладью которой возвышаются стрелки двух поплавков. Они иногда колеблются, и я, как очумелый, быстро сползаю по вытоптанной глине к удилищам. Но подсекать не осмеливаюсь. Поплавки еле заметно двигаются то вниз, то вверх. На этом месте я рыбачу второй или третий раз и знаю, что это завтракает моей наживкой рак. И пока я его не выловлю, рыбы мне не видать. А так хотелось поймать линька или карасика или же, на худой конец, красноперку. Но нет. Я пытаюсь безуспешно выудить чудовище в панцире. 
Ива на пруду за городской рощей Новочеркасска
Весна на пруду. г. Новочеркасск

Солнце поднимается выше и я отогреваюсь в его лучах, подставляя то правый, то левый бок. Весна. Вокруг пруда оживает степь. Среди травы снуют ящерицы, роют норы черные как уголь жуки, название которых я до сих пор не знаю. С шумом мимо пролетают шмели, да так неожиданно, что от испуга прикрываешь лицо.

Шмель собирает нектар
За нектаром
А вот и майский жук - рыжий и со своеобразными "антенками". Он будет жить около месяца, но за это время успеет продлить свой род. Я горжусь, что знаю, как он выглядит, и что в виде личинки, со смешным местным названием "грабак", он живет 4 года, а в состоянии жука - 2-3 десятка дней. Горд, потому что многие ребята об этом не знают, и считают майским жуком золотисто-зеленую бронзовку.
Неподалеку, на взгорке, среди цветов Женька ловит этих самых жуков. Ему быстро надоела молчащая снасть, и он оставил свою бамбуковую удочку лежать на примятом камыше в соседней прогалине. Кончик удилища небрежно опущен в воду, что для моих удочек не приемлемо - это не только отпугивает и без того осторожную и нечастую рыбу, но и является причиной быстрого износа.
Мои поплавки молчат. Видимо рак доел очередную порцию наживки, заодно и прикормку. Мне лень ее менять и я натужно думаю, как справиться с этой напастью. В камыше гомонят воробьи. Поперек удочек, лежащих на подпорках-колышках, быстро проплыла маленькая ондатра.

Тропинка, ведущая к воде
Неожиданно из соседней прогалины слышится радостный возглас Женьки и последующая возьня. Я подбегаю и вижу, как он, бросив в воду развалившуюся на стыке колен "бамбучку", стягивает обувь, а за ней и штаны, лезет в еще холодную воду за большущим карасем, хвост которого торчит из камышей. Проваливаясь в ил и глину, Женька добирается до заветной цели, прижав к груди трофей, с горем пополам выползает на берег. Нашей, и особенно его, радости нет предела. Он мечется без остановки вокруг карася, лежащего в траве, переодически вскрикивая и подпрыгивая. Мы, словно чрезвычайно опытные рыбаки, оцениваем размер рыбы - в ней около 800 грамм. Для нашего маленького пруда это солидный размер. 
Еще несколько минут мы балагурим, а затем расходимся по своим местам. Только Женька всё ещё суетится и совершает беспорядочные манипуляции с рыбиной. Затем, успокоившись, кладет ее в пакет (садка ни у кого нет), который опускает в воду.

Половодье на пруду
Весеннее половодье заметно даже на прудах.   г. Новочеркасск
Тем временем майское солнце припекает всё сильнее. Чувствуется приближение лета. Мы поскидывали верхнюю одежду и рубахи, подставляя плечи согревающим лучам. Близится полдень и пора собираться домой. Наш общий улов - несколько краноперок и верхоплавок кошкам, один рак, которого и брать не стоит, и, конечно же, трофей-карась на "жарёху". Гуськом мы возвращаемся той же тропинкой - через камыши и высокую траву в поле. В степи гуляет ветерок, перемешивая пряные запахи цветения. Весна.

P.S. К сожалению, в сообщении приведены фотографии, сделанные гораздо позже и в совсем другом месте. Но я обязательно наверстаю упущенное, навестив в этом году родные мне места.

4 комментария:

  1. Вот вам тогда фотоаппарата и не хватало)))) Чтоб Женька вместе с фотиком в пруду плавал))))) Хочу назад в детство!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Маш, согласен! Чрезвычайно сильно хочется! Особенно оно превлекает своей беззаботностью в сегодняшней постоянной и недемократичной загруженности.
      Мама заставляет чистить картошку? Или перекрутить в мясорубке помидоры? Или прочесть хотя бы десять страниц книги, заданной на лето? Или надо сбегать в магазин за хлебом? Мне бы сейчас такие задания. Я бы их сотню перелопатил! А потом на улицу - шататься по поселку или умчать на велосипеде на реку купаться. А теперь, увы... Уж извольте быть взрослым.

      Удалить
  2. Я , кстати, тоже хожу на рыбалку вместе с отцом. И должна признаться, это , конечно, моменты радости (особенно, когда улов хорош) и моменты отчаяния ( когда неумело забрасываешь спиннинг, и то зацепишься за водоросли, то парочку блёсен на дне оставишь). Такой спектр чувств!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сколько помню себя - всегда занимался любительской ловлей. Особенно ловлей на поплавочную снасть. Обязательно в будущем сделаю заметку о рыбалке. Это одно из направлений культурного отдыха нашей семьи.

      Удалить